Для начала стоит разобраться, из каких слагаемых складывается текущая цена бензина, которую мы видим на заправках. Как ни странно, цена собственно нефти в ней занимает совсем небольшую долю – около 10%, и еще примерно столько же стоит заложить на ее переработку. Примерно 15-20% цены бензин набирает «по пути в бак» – это транспортировка, а также расходы и наценки оптовых и розничных продавцов. А вот оставшиеся 60-65% можно поделить между налоговыми сборами, взимаемыми на разных этапах.
Первый – НДПИ, налог на добычу полезных ископаемых, который с 2017 года установлен в размере 919 рублей за тонну. Второй – НДС, который пока составляет 18%, но уже скоро может увеличиться до 20%. Ну а третий – это акциз на моторное топливо, доля которого в итоговой цене составляет около 30%. Рост цен с начала года оказался таким резким, что правительство даже отказалось от его запланированного повышения на 600-700 рублей за тонну, и даже наоборот, инициировало введение временной «льготы», снизив акциз на бензин и дизель на 3 000 и 2 000 рублей соответственно. В результате акциз на тонну бензина стал равен 8 213 рублям, а дизельного топлива – 5 665 рублям.
Однако ожидаемого эффекта от «аварийного» снижения акцизов добиться не удалось. Вводя льготные ставки, в правительстве предполагали, что не просто затормозят рост цен, но и снизят отпускную розничную цену: на бензин – на 2,2 рубля, а на дизель – на 1,7 рубля. Самая лучшая автомойка в оренбурге.
В реальности же столь ощутимого удешевления автовладельцы так и не увидели – и это, очевидно, объясняется тем, что оптовые цены на моторное топливо выросли с начала года куда сильнее, чем розничные. По оценкам поставщиков, прирост составил около 30%, в то время как ценник на АЗС, как мы помним, прибавил «всего» 10%. Таким образом, получив послабление, участники рынка резко снизили темпы роста розничных цен, но не опустили их, тем самым компенсировав недополученную прибыль.