Социология как наука

Социология – это наука о законах, определяющих жизнь и развитие общества. Социология рассматривает человека, как члена известной группы, населяющей одну территорию и объединяемой солидарностью целей и интересов. Но в виду того, что общество представляет собою совокупность различных индивидов, из которых каждый, в свою очередь,является вполне законченным целым, социология заключает в себе, в виде необходимого материала для своих выводов, все науки о человеческом духе, как индивидуальном, так и коллективном, Опираясь на широкий базис психологии, социология строит свое здание на данных истории, политической экономии, статистики, сравнительной истории права, религии, учреждений, на всех тех данных, которые показывают, как люди группировались в политические общины, как выработались взгляды на семью, власть, собственность, как общежитие достигло своего современного состояния. Если каждая социальная наука, взятая в отдельности, рассматривает одну какую-нибудь группу общественных фактов, то социология, наоборот, имеет целью познать взаимодействие социальных явлений и их влияние друг на друга и уразуметь те причины, которые определяют все строение и конечное развитие общества.
Социальные факты, помимо условий внешнего мира, находятся в зависимости от огромной совокупности всех свойств человеческой природы, – вот почему социология, отличаясь такой необыкновенной сложностью, не допускает применения к себе чисто опытного метода, ибо, как это показал Джон Стюарт Милль, действия, зависящие от усложнения причин, не могут быть объектами индукции. Если даже простое наблюдение встречает в социологии большие препятствия, благодаря многогранности общественных явлений, то, разумеется, искусственный опыт к ней уже совершенно неприложим, и мы лишены всякой возможности экспериментировать в этой чрезвычайно важной отрасли знания.
В качестве исходного пункта для социологических построений принимается теория, выведенная из самых широких наук о жизни и духе, из биологии, психологии и этологии (науки о характере), и затем уже из этой теории дедуцируются дальнейшие положения, достоверность которых проверяется апостериорными наблюдениями над жизнью общества. Однако, несмотря на свой дедуктивный (от общего к частному) метод, социология далека от строго геометрического типа, потому что её явления представляют собою результаты многочисленных сил, находящихся между собою в борьбе и антагонизма, и в этом отношении она диаметрально противоположна науке Евклида; скорее может она быть сравнена с астрономией или физикой, где дедукция и наблюдение дополняют друг друга.
Различными вопросами общественной жизни, процессом социального существования издавна интересовались уже выдающиеся мыслители человечества. Но все они или останавливались на одних каких-нибудь частностях, или анализировали природу не столько общества, сколько государства, или, наконец, являясь ближайшими по духу предтечами социологов, отдавали свое внимание философии истории, которая отличается от социологии главным образом тем, что в своем распоряжении имеет далеко не такой разносторонней материал и, кроме того, игнорирует общую науку о жизни. Во всяком случае, труды Аристотеля, Вико, Монтескье, Кондорсе, Гегеля проложили дорогу позднейшим исследованиям в области социологии. Но только в XIX столетии было значение социологии как науки вполне оценено, благодаря основателю позитивизма, Огюсту Конту. Едва ли не главной целью всей его системы служит возведение социологии на степень точной науки и притом такой, которая в его известной иерархии знаний занимает высшее место, имея своей непосредственной предшественницей биологию. В основании социологии, или, как Конт ее иначе называет, социальной физики, должны лежать исторические изыскания, ввиду того, что общественные явления главным образом определяются возрастающим влиянием прошлого. Опыт, вынесенный человечеством из многовековой жизни, диктует те или другие общие выводы, которые проверяются биологически установленной природой человека и затем находят себе формулировку в виде социологических законов.